+38(057) 701-54-02, 752-60-93

Определение обычной цены для целей налогообложения с 1 января 2013 г.

Yakubenko

С 01 января 2013 года, в соответствии с п. 1 Раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса Украины, вступила в силу ст. 39 Налогового кодекса и, соответственно, утратил силу п. 1.20 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» № 334/94-ВР от 28 декабря 1994 года, на основании которого рассчитывалась обычная цена до 1 января 2013 года.

Налоговый кодекс определяет обычную цену как цену товаров (работ, услуг), определенную сторонами договора, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом, если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен. (П. 14.1.71.).
В ст. 39 Налогового кодекса Украины также отмечается, что обычная цена на товары (работы, услуги) совпадает с договорной ценой, если иное не установлено настоящим Кодексом и не доказано обратное, в том числе в результате невозможности определения обычной цены с применением положений пунктов 39.3-39.4 настоящей статьи (п. 39.1.).

Положениями ст. 39 Налогового кодекса, в отличие от п. 1.20 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» № 334/94-ВР от 28 декабря 1994 года, установлен перечень случаев, когда применяется обычная цена, в частности, в случае осуществления налогоплательщиком (п. 39.1.):

  • бартерных операций;
  • операций со связанными лицами;
  • операций с налогоплательщиками, применяющими специальные режимы налогообложения или другие ставки, чем основная ставка налога на прибыль, или не является плательщиком этого налога, кроме физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности;
  • в других случаях, определенных этим Кодексом.

Однако, указанный перечень не является исчерпывающим. Так, под другими случаями в понимании ст. 39 Налогового кодекса, следует рассматривать случаи, прямо предусмотренные другими разделами кодекса, которыми регулируется порядок взимания отдельных налогов и сборов. Примером может служить п. 188.1 Налогового кодекса Украины, который касается осуществления налогоплательщиком операции по поставке товаров и  услуг, база налогообложения таких операций, согласно указанному пункту, определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, а также другие случаи прямо предусмотренные нормами Налогового кодекса Украины.

Кроме того, с нового года вводится в действие исчерпывающий перечень методов определения обычной цены, а именно:

а) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);
б) цены перепродажи;
в) «затраты плюс»;
г) распределение прибыли;
г) чистой прибыли.

При этом, ошибочным является мнение некоторых юристов о том, что каждый следующий из указанного перечня метод определения обычной цены может применяться только в случае, если обычную цену невозможно определить с помощью предыдущего метода. Вопреки указанному мнению, Налогового кодекса Украины не содержит указания на применение этих методов в очередности. В то же время, крупным налогоплательщикам предоставляется право заключить с налоговым органом «договор о ценообразовании для целей налогообложения», которым стороны согласовывают метод определения обычной цены. Порядок заключения указанного договора установлен Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.08.2012 г. № 787. В случае заключения указанного договора крупным налогоплательщиком выбор метода будет определяться очередностью, т.е. каждый последующий метод применяется, если не может быть использован предыдущий.

Таким образом, все остальные налогоплательщики, за исключением крупных, не застрахованы от того, что налоговый орган для определения обычной цены будет выбирать тот метод, который будет наиболее подходить для фискальных целей.

Как и п. 1.20 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» № 334/94-ВР от 28 декабря 1994 года, так и ст. 39 Налогового кодекса Украины устанавливают, что в случае отсутствия данных для применения указанных методов определения обычной цены такая цена может быть определена исходя из результатов независимой оценки имущества и имущественных прав. Однако, в отличие от предыдущей нормы, Налоговый кодекс содержит четкую ссылку на нормативно-правовой акт, в порядке которого должна осуществляться оценка, а именно: Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».

Кроме того, в отличие от Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» № 334/94-ВР от 28 декабря 1994 года, Налоговый кодекс Украины также дает более четкое определение источников информации, которые налоговый орган вправе использовать при определении обычной цены, это в частности, статистические данные государственных органов и учреждений; цены специализированных аукционов по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки; справочные цены специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других банков данных, отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за рубежом , другие информационные источники, которые признаются официальными в установленном порядке. Следует также отметить, что в Письме Государственной налоговой службы Украины от 24.07.2012, № 20001/7/15-1217, кроме вышеупомянутых, содержится ссылка на конкретные интернет-сайты как один из видов источников информации. Однако, действительно ли можно считать указанные в письме интернет-сайты официальными источниками информации, является вопросом спорным, поскольку какой-либо законодательной базы под указанным выводом Государственной налоговой службы Украины нет.

С 2013 года налогоплательщику следует учитывать, что по предварительной нормой, ст. 39 Налоговым кодексом Украины установлено, что обязанность доказывания того, что цена договора (сделки) не соответствует уровню обычной цены, возлагается исключительно на орган государственной налоговой службы в порядке, установленном законом (п. 39.14).

При этом, с целью доказательства того, что цена договора не соответствует уровню обычной цены, орган государственной налоговой службы во время проведения проверки налогоплательщика теперь имеет право обратиться к такому плательщику с запросом, а налогоплательщик, в свою очередь, будет обязан дать ответ, в котором либо обосновать уровень договорных цен, либо сослаться на то, что обязанность доказывания того, что цена договора не соответствует уровню обычной цены, возлагается на орган государственной налоговой службы (п. 39.14).
Налогоплательщику также следует учитывать тот факт, что в случае отклонения договорных цен в налоговом учете налогоплательщика в сторону увеличения или уменьшения обычных цен менее чем на 20 процентов, такое отклонение не может быть основанием для начисления такому налогоплательщику налогового обязательства, корректировки отрицательного значения или любых других показателей налоговой отчетности (п. 39.15).

Налоговый кодекс Украины предоставляет органам государственной налоговой службы право использовать определенную с применением обычных цен базу, объект налогообложения и другие показатели налогового учета, для проведения расчета налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности по результатам проведения проверки. По результатам такой проверки орган государственной налоговой службы принимает соответствующее налоговое уведомление — решение.
При этом, важным положением ст. 39 НКУ Украине является то, что в случае если налогоплательщик начинает процедуру обжалования налогового уведомления — решения, которым определены налоговые обязательства с применением обычных цен, или не платит соответствующую сумму, указанную в налоговом уведомлении — решении, в течение установленных сроков, такое налоговое уведомление — решение считается отозванным (п. 39.15).

Налогоплательщик должен знать, что в случае, если налоговое уведомление — решение, которым определены налоговые обязательства с применением обычных цен, будет отозван, орган государственной налоговой службы будет вынужден обратиться с соответствующим иском в суд и уже в судебном порядке доказывать то, что цена договора не соответствует уровню обычной цены.
С учетом изложенных нововведений и особенностей определения обычной цены товаров (работ, услуг), основным советом для налогоплательщика на будущие налоговые периоды будет то, что при заключении договоров с бартерных операций, операций со связанными лицами, операций с налогоплательщиками, применяющими специальные режимы налогообложения и в иных случаях, определенных налоговым законодательством, налогоплательщик должен обращать особое внимание на то, чтобы договорная цена товаров (работ, услуг), которая устанавливается в соответствующих договорах, соответствовала уровню обычных цен на такие товары (работы, услуги).

Учитывая достаточно широкий перечень случаев применения обычной цены, во избежание споров с налоговым органом и связанных с этим расходов, налогоплательщику при заключении договоров и операций, которые облагаются налогом на уровне обычных цен, следует заблаговременно рассматривать возможную необходимость обоснования ее уровня в будущем.

Якубенко Юлия