Обжалование решения налоговой

Обжалование решения налоговойПосле принятия Налогового кодекса Украины участились случаи столкновения между предпринимателями и налоговыми органами. Недопонимание возникает в основном из-за принятия налоговиками противоправных решений. Сегодня уже никого не удивишь судебными спорами с налоговой. Потому так актуальна стала процедура административного обжалования решений и действий налогового органа.

Согласно Налоговому кодексу Украины предприниматель имеет право обжаловать решение налогового органа в высшей инстанции контролирующего органа, написав жалобу, по следующим пунктам:

  • если налогоплательщик не согласен с суммой денежного обязательства в ходе проверки;
  • если налоговая приняла решение, которое выходит за рамки ее полномочий или противоречит действующему законодательству.

Административное обжалование решений налогового органа является двухступенчатой процедурой. Сначала жалоба подается в государственные налоговые администрации АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя.  А их решения подлежат обжалованию в Государственной налоговой службе Украины. Решение же последней окончательное и дальнейшему административному обжалованию не подлежит. Однако, если подавший жалобу не согласен с решением, он имеет право обратиться в суд. В этом случае двухступенчатая процедура административного обжалования решений налоговой инспекции – это досудебный порядок урегулирования налогового спора.

Налогоплательщик также вправе оспорить решения и действия налоговиков в судебном порядке. Что исключает возможность административного порядка обжалования. Подробнее об обжаловании решений налоговой в административном порядке можно прочитать в статье.

Рассмотрим как правильно обжаловать решение налоговой.

Самое первое, что надо сделать – это написать жалобу в письменном виде. К жалобе при необходимости прилагаются копии документов, расчетов и другие доказательства. Важно помнить, что срок подачи жалобы 10 календарных дней с момента получения решения от налоговой.

В жалобе для разрешения налогового спора необходимо указать:

  • ФИО, место проживания налогоплательщика и адрес, на который надо прислать решение по жалобе;
  • Наименование органа налоговой службы, который выдал оспариваемое решение, указать номер и дату, наименование налога, сбора или штрафа и сумму;
  • Вопросы, просьбы, требования и обосновать с чем именно не согласен налогоплательщик;
  •  Об извещении органа налоговой службы, который проводил проверку, о подаче жалобы в высшую инстанцию;
  • Перечень прилагаемых документов.

В жалобе должна быть подпись налогоплательщика или руководителя предприятия. Если руководителя замещает доверенное лицо, тогда к жалобе прилагается копия доверенности.

Одновременно с отправкой жалобы, необходимо уведомить в письменном виде контролирующий орган, который проводил проверку и вынес решение.

Контролирующий орган обязан принимать к рассмотрению все поступающие жалобы и вынести решение в течение 20 календарных дней. Решение отправляется налогоплательщику и вручается под расписку. Срок рассмотрения в некоторых случаях может быть увеличен до 60 дней, о чем  контролирующий орган обязан уведомить налогоплательщика.

Если результат рассмотрения жалобы не удовлетворяет налогоплательщика, то он вправе подать жалобу в контролирующий орган высшего уровня в течение последующих 10 календарных дней.

Если в течение 20 календарных дней с момента подачи жалобы налогоплательщик не получил ответа или уведомления о продлении срока рассмотрения жалобы, значит его жалобу удовлетворили.

Административному обжалованию решения налоговой не подлежат:

  • решения контролирующего органа, обжалованные в суде;
  • решения Государственной налоговой администрации Украины;
  • денежные обязательства, рассчитанные налогоплательщиком самостоятельно.

И еще очень важный момент – один и тот же налогоплательщик не может повторно обращаться в один и тот же орган государственной налоговой службы по одному и тому же вопросу, если первое его обращение было решено.

Решение высшего контролирующего органа должно быть оформлено на бланке налоговой службы и содержать в себе вступление, описание, мотивируемую часть и резолюцию. Получение решения налогоплательщиком и считается окончанием процедуры обжалования.